23.11.2015

Кистью и светом. ИТ для сферы искусства

Гуггенхайм музейПеречень приоритетных направлений для большинства ИТ-компаний один и тот же: банки, финансовые организации да предприятия нефтегазовой отрасли. В чести также крупные промышленные предприятия, государственные учреждения, энергетика, транспорт, металлургия, ЖКХ и муниципальные конторы. «Обработав» эти делянки, игроки ИТ-рынка обращают взор на здравоохранение и об­разование. И только в последних строчках списка можно встретить учреждения культуры и искусства.

Ничего удивительного в этом нет. На протяжении десяти­летий культура и искусство финансировались по остаточному принципу, а значит, с трудом сводили концы с концами и в качестве заказчиков не представляли интереса для ИТ-компаний. Но ситуация меняется. Крупные учреждения культуры стали получать более щедрое финансирование, да и сами научи­лись неплохо зарабатывать. Кроме того, появилось доволь­но много коммерческих площадок. Так, незаметно для многих, организации культуры и искусства превратились в весьма желанных клиентов. Разумеется, до полного охвата всех еще очень далеко. Зато ­какой потенциал, какие перспективы... Ведь в любом, даже небольшом городке, как правило, есть свой краеведческий ­музей, своя библиотека и какая-нибудь местная картинная галерея. В городах покрупнее — обязательно театр, а то и два. Итого, в масштабах страны, ­поле деятельности получается довольно большим. Есть где развернуться. Но это — в не­далеком будущем.
Надо отметить, что сфера культуры и искусства очень восприимчива к новым техно­логиям. Любые усовершенст­вования, которые позволяют ­получить более реалистичное изображение, звук, новые ­спецэффекты, будут востребо­ваны заказчиками. А значит, обновление и модернизация ИТ-решений — процесс прак­тически перманентный.
Какие информационные технологии и продукты используют сегодня организации культуры и искусства? Как сообщил Николай Валюженич, генеральный директор Interactive Multimedia Solutions, его компания поставляет мультимедийные системы (проекторы, дисплеи, интерактивные столы, медиаплееры и системы коммутации), мобильные приложения для му­зеев, выставок и т. д., онлайн-путеводители и аудиогиды, ИТ-системы для каталогизации музейных коллекций (базы дан­ных и т. д.).
По словам Евгении Соколовой, руководителя направления «Проекционное оборудование» компании AUVIX, информаци­онные технологии применяются во многих учреждениях куль­туры и искусства. Это справочно-информационные системы в холлах театров и выставочных залов, системы навигации, прозрачные дисплеи как элементы инсталляции, цифровые декорации, различные мультимедийные выставки. «С помощью ИТ решаются самые разные задачи: от модернизации сферы искусства до привлечения молодежной аудитории в театры, на выставки и концерты, — подчеркнула она. — Например, в музеях есть уникальные экспонаты и документы, которые нельзя трогать руками, а с помощью ИТ тексты и артефакты становятся доступными публике. В театрах проекционные технологии открывают широкие возможности для декорирования сцены».
Екатерина Уфнаровская, директор по развитию компании «Системы компьютерного зрения», также отмечает, что сейчас ИТ все шире применяются в сфере культуры, становясь неотъемлемой составляющей основ­ной деятельности этих учреж­дений: начиная от специализированного ПО для выставок, галерей и заканчивая высокотехничными инсталляциями, которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. С помощью ИТ решаются различные задачи: расширение возможностей демонстрации инсталляций, обеспечение специальных эффектов (звуковых, световых и т. д.), а также выполнение маркетинговых функций — привлечение дополнительных потоков посетителей, установка обратной связи с ними, отслеживание аудитории посещения (сбор стати­стики). «Мультимедийные системы всегда были неотъемлемой частью таких мероприятий и шоу, как концерты и театральные постановки. Они позволяют получить нужный звук и свет, ­нередко используется проекционная техника, — говорит Павел Сигов, директор направления проектной дистрибуции ГК DIGIS. — В последнее время подобного рода системы все чаще приходят в совсем уж консервативные заведения — музеи, выставочные залы, картинные галереи и т. д. Более того, с недавних пор стал очень популярен такой формат, как „мультимедийная выставка“, то есть инструментом донесения информации до посетителя становятся сложные технические решения, а не изначальный предмет искусства, будь то картина или скульптура».
Как отмечают специалисты компании Epson, внедрение мультимедийных технологий — это перспективная тенденция, обусловленная развитием культуры и общества. Особую популярность мультимедиа и интерактивные решения получили в музеях и на всевозможных выставках. При этом проекторы Epson довольно часто используются для формирования так называемой медиасреды. В частности, для создания интерактивных инсталляций, панорамных проекций и воспроизведения специально созданного контента. Одна из перспективных ниш в работе с проекционной техникой — мэппинг (так называется направление в аудио­визуальном искусстве, пред­ставляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды, в основном на здания, с учетом его геометрии и местоположения в пространстве). Еще одно интересное и многообещающее решение ­Epson — видеоочки дополненной реальности. Это устройство выступает в роли гида, и посетители могут получить любую ­информацию об экспонате, посмотреть видеоролик или по­слушать аудиозапись о том или ином объекте, просто посмотрев на него. С помощью гаджета визуализируются или создаются виртуальные объекты, которые совмещаются с объектами реального мира в режиме реального времени. При этом с виртуальными объектами можно и даже нужно взаимодействовать.

И память сорока веков
Воспроизведение картин, скульптур и памятников ар­хитектуры — дело важное, нужное и весьма эффектное. Но есть еще одна область, связанная с культурным наследием, где применение ИТ также имеет важное значение, хотя оно и не столь заметно. Речь идет об оцифровке библиотечных фондов. В этой сфере одним из ключевых игроков российского рынка является корпорация ЭЛАР. По словам Александра Кузнецова, эксперта ЭЛАР по работе с учреждениями культуры, его компания реализует проекты для библиотек, музеев и архивов. «Каждое из этих учреждений требует от ИТ-сектора специфических решений, но и библиотеки, и архивы, и музеи объединены задачами хранения, изучения культурных ценностей и предоставления к ним доступа, — подчеркнул Александр Кузнецов. — В середине 90-х годов потребность российских библиотек в инструменте автоматизации работы с карточными каталогами и активный поиск такого средства привели к тому, что была разработана технология ретроспективной конверсии, то есть преобразования хранящейся на бумажных носителях информации в цифровой вид с созданием электронной базы данных. Сегодня термин „ретроконверсия“ стал общеупотребительным и используется всегда, когда речь идет об одном из способов создания цифровых ресурсов. Кстати, библиотечная карточка — один из самых сложных для обработки типов до­кументов: здесь могут быть по-разному написаны названия одной и той же книги, в название может быть включен автор и так далее. ЭЛАР пере­водит библиотечные карточки в формат электронных баз данных с 1996 г. — собственно, с момента разработки технологии ретроконверсии».
Началом информатизации российских музеев, как отмечает Александр Кузнецов, стало создание информационно-справочных систем, которые могли бы использоваться всеми сотрудниками в их практической деятельности. Учетные базы данных, формирование имидж-каталогов с последующим переводом их в машиночитаемый вид — сегодня это необходимая составляющая плановой музейной деятельности. «Стоит отметить, что такие системы превра­тились в своего рода катализатор развития этого направления. Оцифровка документов и экспонатов позволяет музею вывести на новый современный уровень как сохранение и учет культурного наследия, так и взаимодействие с посетителями, — говорит Кузнецов. — Если конкретизировать, то, например, электронные копии высокого качества используются во время подготовительных работ по реставрации или для изготовления каталогов, репринтов, подготовки виртуальных выставок и так далее. Полноценная база данных позволит проводить ­автоматизированную сверку и сквозной поиск по коллекциям, получать подробное описание предмета даже в случае утери и выявлять ошибки дублирования и выпадения номеров в учетной документации».
Для сотрудников архивов комплекс, например, генеалогических документов, как и любой другой, — есть ценность, которую надо надлежащим образом хранить и беречь. Важнейшая задача для российских архивов — оцифровка научно-справочного аппарата, а также самых востребованных документов и дел. Наши архивы, предоставляя пользователям возможность бесплатно искать и изучать доку­менты, оказывают также гражданам услуги в соответствии с принятыми нормативными документами. Александр Кузнецов добавил, что метри­ческие книги, ревизские сказки, исповедальные ведомости, формулярные списки и пр. не приспособлены для массового использования. Частое обращение к подлинникам угрожает их сохранности. Работникам архивов физически тяжело переносить на руках, к примеру, метрические книги и ревизские сказки, толщина корешка которых может составлять 40–60 см.



Автор: Константин Геращенко
В сокращении. Читать полностью:CRN/RE,

Возврат к списку


Подать заявку

Фотографии компании КИТЦ